Нарушение правил охоты: штрафы за незаконную охоту и наказания по КоАП и УК РФ

Нарушение правил охоты: штрафы за незаконную охоту и наказания по КоАП и УК РФ

КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, –

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, –

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 2 настоящей статьи, –

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Правительство Саратовской области

Саратовская область выбирает вектор лидерства

  • Саратовская область
    • О регионе
    • Устав Саратовской области
    • Официальная символика
    • Административно-территориальное устройство
    • Экономика и инвестиции
    • Промышленность, наука и инновации
    • История
    • Экология и право
    • Отдых и туризм
    • Антитеррористическая комиссия
    • Антинаркотическая комиссия
  • Губернатор
    • Новости
    • Выступления и интервью
    • Биография
    • Предвыборная программа «Только вперед!»
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
  • Власть
    • Губернатор
    • Саратовская областная Дума
    • Состав Правительства
    • Главный федеральный инспектор
    • Заседания Правительства
    • Органы судебной власти
    • Органы исполнительной власти
    • Органы прокуратуры
    • Аппарат Губернатора
    • Территориальные органы
    • Иные государственные органы
    • Органы местного самоуправления
  • Пресс-центр
    • Контакты пресс-службы Губернатора
    • Анонсы мероприятий
    • План работы Правительства со СМИ
    • Печатные СМИ
    • Электронные СМИ
    • Интернет-сайты
    • Официальные СМИ
    • Пресс-службы ведомств
    • Аккредитация
    • Цифровое телевидение в Саратовской области
    • Официальный комментарий
  • Законодательство
    • Официальный интернет-портал правовой информации
    • Официальный источник опубликования нормативных правовых актов Саратовской области
    • Основные нормативно-правовые акты
    • Информационно правовой блок (Консультант)
    • Информационно правовой блок (Гарант)
    • Постановления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов
    • Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертиза нормативных правовых актов
    • Прокурор разъясняет
Читайте также:
Что нужно сделать для получения охотничьего билета

Разграничение незаконной охоты и нарушений правил охоты и меры ответственности за незаконную охоту

Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.

Старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры области Р.О. Дмитриев разъясняет: Правоприменительная практика, разграничение незаконной охоты и нарушений правил охоты и меры ответственности за незаконную охоту

Нарушения законодательства о животном мире представляют серьезную проблему для экологии и экономики Саратовской области. Незаконная охота, браконьерство с каждым годом приобретают все большее распространение, и ущерб, который причиняется в результате их совершения, крайне велик.

По этой причине государством уделяется особое внимание этой сфере. Незаконная охота является одним из наиболее распространенных преступлений в сфере экологии, уголовная ответственность за которое предусмотрена
ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сожалению, уголовно-правовая статистика показывает неуклонный рост числа зарегистрированной незаконной охоты, как в Российской Федерации в целом, так и в Саратовской области в частности.

Так, в течение последних пяти лет в России ежегодно регистрируется порядка 1 600 – 1 900 преступлений, предусмотренных ст. 258 УК РФ, и это число растет.

В Саратовской области число таких преступлений возросло с 15 в 2015 году до 26 в 2020 году.

Только за истекший период 2021 года возбуждено 6 уголовных дел по фактам незаконной охоты.

Охрана и использование животного мира и среды его обитания регулируются Федеральным законом «О животном мире», а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации.

Согласно данному Федеральному закону за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания наступает административная и уголовная ответственность.

Аналогичные требования закреплены в ст. 57 Федерального закона «Об охоте», где к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Разграничение незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) и нарушений правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ) осуществляется по таким признакам:

– причинение крупного ущерба;

– применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

– совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Однако в правоприменительной практике нередко грань между уголовно наказуемым деянием и административным правонарушением размыта, что приводит к определенным трудностям при квалификации действий виновного лица.

Так, в соответствии со ст. 1 закона «Об охоте» под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращено внимание судов на то, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП, является нарушение правил охоты, т.е. требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории РФ, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения.

Такие действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.37 КоАП в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.

Пункт «а» ч. 1 ст. 258 УК предусматривает материальный состав преступления, так как ответственность наступает лишь при наличии крупного ущерба.

При этом в разных субъектах РФ за добычу одного вида животного с учетом его популяции и значимости может наступать как уголовная, так и административная ответственность.

Максимальное наказание за совершение преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ, составляет штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Поделиться в соц.сетях:

Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.

Читайте также:
Законопроект: Охотничий билет по новым правилам

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Коми

Прокурор разъясняет

  • 7 июня 2021, 15:36

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.

Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В отличие от административной ответственности за нарушение правил охоты (части 1-1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) уголовная ответственность за незаконную охоту наступает в следующих случаях:

причинение крупного ущерба (от 40 тысяч рублей до 120 тысяч рублей);

применение механического транспортного средства (автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем) или воздушного судна (самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты, перечисленные в ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации);

применение взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (к таковым можно отнести такие способы добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных, например, выжигание растительности в местах обитания животных);

совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо охота осуществляется на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

За перечисленные деяния уголовный закон предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы.

Если же незаконная охота осуществляется лицом с использованием своего служебного положения, либо совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекло причинение особо крупного ущерба (свыше 120 тысяч рублей), то виновным может быть назначено до 5 лет лишения свободы.

При этом необходимо учитывать, что ответственность за незаконную добычу особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. За подобные деяния лицу грозит более строгое наказание – до 4 лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, совершение преступления с использованием служебного положения или группой лиц по предварительному сговору) – до 8 лет лишения свободы.

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

7 июня 2021, 15:36

Уголовная ответственность за незаконную охоту

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.

Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В отличие от административной ответственности за нарушение правил охоты (части 1-1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) уголовная ответственность за незаконную охоту наступает в следующих случаях:

причинение крупного ущерба (от 40 тысяч рублей до 120 тысяч рублей);

применение механического транспортного средства (автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем) или воздушного судна (самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты, перечисленные в ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации);

применение взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (к таковым можно отнести такие способы добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных, например, выжигание растительности в местах обитания животных);

совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо охота осуществляется на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

За перечисленные деяния уголовный закон предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы.

Если же незаконная охота осуществляется лицом с использованием своего служебного положения, либо совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекло причинение особо крупного ущерба (свыше 120 тысяч рублей), то виновным может быть назначено до 5 лет лишения свободы.

При этом необходимо учитывать, что ответственность за незаконную добычу особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. За подобные деяния лицу грозит более строгое наказание – до 4 лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, совершение преступления с использованием служебного положения или группой лиц по предварительному сговору) – до 8 лет лишения свободы.

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, –

Читайте также:
Сейф для оружия: 10 лучших, подробный обзор, требования

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием –

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 2 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Комментарий к ст. 8.37 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов животного мира. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Юридическими лицами и гражданами в соответствии с Федеральным законом “О животном мире” от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (ч. 1 ст. 34).

3. Охотой согласно Положению об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 , признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины. Охотник обязан иметь при себе охотничий билет и предъявлять его по требованию уполномоченных на это лиц и членов охотничьих обществ во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. Продукцией незаконной охоты признается пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок зверей, указанных в п. 16; пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (п. 10, п. 15, п. 18, п. 30).

Читайте также:
Разрешение на нарезное оружие: как получить лицензию приобретение и хранение

СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; см. с изм. и доп.

4. Право пользования водными биоресурсами, согласно Типовым правилам рыболовства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2005 г. N 133 , возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (п. 6). Добыча водных биоресурсов в соответствии с Федеральным законом “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ представляет собой изъятие водных биоресурсов из среды их обитания. Под рыболовством понимается деятельность по добыче водных биоресурсов. В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться такие ограничения рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых водных биоресурсов; виды разрешаемых орудий и способов добычи водных биоресурсов; размер ячеи орудий лова, размер и конструкция орудий добычи водных биоресурсов; объем и состав водных биоресурсов, добыча которых допускается одновременно с добычей водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу водных биоресурсов (разрешенный прилов); распределение районов промысла между группами судов, различающихся по орудиям добычи водных биоресурсов, типам и размерам; периоды промысла для групп судов, различающихся орудиями добычи водных биоресурсов, типами и размерами; количество и типы судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство одновременно в одном районе промысла; минимальный объем добычи водных биоресурсов на одно промысловое судно; время выхода в море рыбопромысловых судов для осуществления промышленного рыболовства; периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения; иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства (ч. 8, ч. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 26).

5. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289. Форма долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, форма заявки на получение объектов животного мира в пользование и Порядок определения размеров сбора за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира утверждены Приказом Минсельхозпрода РФ от 22 июня 1998 г. N 378 и Госкомэкологии РФ от 22 июня 1998 г. N 400 . Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 . Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 211 . Перечень лицензируемых видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, утвержден Приказом Госкомрыболовства РФ от 15 мая 2001 г. N 137. Форма сведений о выданных организациям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, форма сведений о выданных индивидуальным предпринимателям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и форма сведений о выданных физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов утверждены Приказом МНС РФ от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/260@ . Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и Положение о комиссии по проведению аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 5 сентября 2005 г. N 163 .

Судебная практика по статье 8.37 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Белохвостова Олега Викторовича на вступившие в законную силу постановление судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 18.10.2017 N 5-428/2017, решение судьи Ростовского областного суда от 05.12.2017 N 7.1-1101/2017 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 16.05.2019 N 4а-344/2019, состоявшиеся в отношении Белохвостова Олега Викторовича (далее – Белохвостов О.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте также:
Продление разрешения на охотничье оружие: необходимые документы, порядок и сроки

Постановлением министерства от 11.05.2016 N 2016/9П/2 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пользования объектами животного мира).
Поскольку условие об обязанности осуществлять производственный охотничий контроль является существенным условием договора в силу закона (статья 41 Закона об охоте), неисполнение либо ненадлежащее исполнение данного условия является основанием для расторжения соглашения в силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно указал, что министерство как сторона договора обладает правом на досрочное расторжение спорного соглашения.

Полагая, что уведомление было направлено с нарушением установленного для этого срока, заявитель обратился за защитой своих прав в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении должностных лиц названного Управления дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП Российской Федерации, за допущенное нарушение сроков рассмотрения заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Качурина Виктора Андреевича и его защитника Кулакова Сергея Рудольфовича, действующего на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Магдагачинскому районному судебному участку N 1 от 11 июля 2018 г. и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 9 августа 2019 г., вынесенные в отношении Качурина Виктора Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Сиротенко Инны Николаевны на вступившие в законную силу решение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05.09.2018 N 12-71/2018, решение судьи Хабаровского краевого суда от 11.12.2018 N 21-978/2018 и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 11.04.2019 N 4а-137/2019, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью “Курга” Сиротенко Инны Николаевны (далее – Сиротенко И.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановлением от 23.11.2017 N 519 по делу об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 160 000 руб.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Арктик Шиппинг” о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Западному арктическому району” от 07.02.2019 N 2109/55-19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. Гражданин М.А. Елизаров, жалоба которого на постановление начальника отдела охраны и использования животного мира Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП Российской Федерации о нарушении правил охоты в связи с отсутствием у него путевки на право охоты в определенный срок на территории определенного охотничьего угодья, оставлена без удовлетворения, оспаривает конституционность части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, устанавливающей, что любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 данного Федерального закона.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Майкопского района Республики Адыгея от 18 ноября 2015 года Гавриленко М.С. привлечен к административной ответственности по части 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты) и лишен права осуществлять охоту сроком на один год. В связи с этим обстоятельством Гавриленко М.С. 20 ноября 2015 года сдал охотничий билет в управление по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея, который был возвращен по истечению срока отбытия административного наказания.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Овечкина Юрия Валентиновича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела охотничьего контроля и надзора управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области от 6 сентября 2017 г. N 07-12-281, решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 15 ноября 2017 г., решение судьи Кировского областного суда от 12 декабря 2017 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 17 января 2019 г., вынесенные в отношении председателя правления Слободской районной организации общественной организации “Кировское областное общество охотников и рыболовов” (далее – Слободская РООО “Кировское ОООиР”, организация) Овечкина Юрия Валентиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте также:
Оружие самообороны без разрешения и лицензии

предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Полевского судебного района Свердловской области от 4 марта 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вершинина О.Л. прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Штрафы за браконьерство и таблицы расчета ущерба в 2021-2022 году

Незаконный отстрел или отлов таких животных, нарушение сроков охотничьих сезонов и правил рыбалки влечет за собой штрафы и уголовную ответственность и именуется браконьерством.

Что такое браконьерство

Внимательно изучайте актуальные данные о редких видах, запрещенных способах и территориях на момент, когда вы собрались на охоту или рыбалку. Информация может обновляться и изменяться.

За что взимается штраф

Давайте разберемся, за что взимается штраф и на что следует обратить особое внимание.

  1. Не забывайте о разрешительных документах на охоту. Их отсутствие у вас во время охоты будет считаться нарушением законодательства.
  2. Помните о датахзакрытия и открытия охотничьего сезона, это касается и запретов для рыболовов во время нереста рыбы.
  3. Изучайте списки редких животных, отстрел и отлов которых запрещены законом. Помните и о животных, занесенных в Красную книгу.
  4. Актуализируйте информацию ежегодно о нормах и квотах отстрела или отлова животных.

К чему вы должны быть готовы?

Охотинспектор будет проверять:

  • соблюдение правил охоты и ее параметров;
  • наличие охотничьего билета;
  • наличие путевки;
  • наличие разрешения на добычу и на ношение и хранение охотничьего оружия.

За несоблюдение правил и норм охоты или рыбалки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение правил охоты

Штраф: 500-4 000 руб., также возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 2 лет (ст.8.37 ч.1).

Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000-35 000 руб., возможна конфискация оружия.

Штраф: 4 000-5 000 руб., возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 1-3 лет (ст.8.37 ч.1.1).

Штраф для должностных лиц: 35 000-50 000 руб., возможна конфискация оружия.

Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия:

Для граждан: лишение права на охоту до 1-2 лет (ст.8.37 ч.1.2).

Для должностных лиц штраф: 35 000-50 000 руб., возможна конфискация оружия.

Непредставление путевки, разрешения или лицензии:

Для граждан: лишение права на охоту до 1-2 лет (ст.8.37 ч.1.3).

Для должностных лиц штраф: 25 000-40 000 руб., возможна конфискация оружия.

Нарушение правил пользования объектами животного мира:

Для граждан: 500-1 000 руб., возможна конфискация оружия (ст.8.37 ч.3).

Для должностных лиц: 2 500-5 000 руб., возможна конфискация оружия.

Для юрлиц: 50 000-100 000 руб., возможна конфискация оружия.

Административная ответственность за нарушение правил рыбалки

на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.,

на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.

Рыбалка без разрешения, если “разрешение” обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением согласно КоАП ст.7.11 часть 1, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.,

на должностных лиц от 1 000 до 2 000 руб.,

на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил водопользования при осуществлении рыболовства согласно КоАП ст.8.14 ч.2 влечет наложение административного штрафа:

на граждан от 1 500 до 2 000 руб.,

на должностных лиц от 3 000 до 4 000 руб.,

на юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб.

Уничтожение редких видов животных, растений (из Красной книги), а равно как и за бездействие, которое может привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений согласно КоАП ст.8.35, влечет наложение административного штрафа с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой:

на граждан в размере от 2 500 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб.,

на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 руб.

Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов водных биоресурсов согласно КоАП ст.8.36 влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.,

на должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.,

на юридических лиц от 20 000 до 30 000 руб.

Нарушение правил вылова рыбы и иных правил об осуществлении рыболовства согласно КоАП ст.8.37 ч.2 влечет наложение административного штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой:

Читайте также:
Лицензия на травматическое оружие: где и как получить или продлить, документы и стоимость

на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.,

на юридических лиц от 100 000 до 200 000 руб.

Управление маломерным судном без удостоверения КоАП ст.11.8.1 Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.

Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.

Согласно КоАП ст.11.7 часть 1 под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

Стоянка, движение на авто у водоема и другие неправомерные действия в пределах водоохраной зоны согласно КоАП ст 8.13 (за исключением специальных автомобилей) влечет за собой штраф, в зависимости от правонарушения:

на граждан в размере от 500 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 1 000 до 30 000 руб.,

на юридических лиц от 10 000 до 300 000 руб.

Уголовная ответственность за браконьерство на охоте

Согласно УК РФ Статье 258 за незаконную охоту установлены новые штрафы за браконьерство в 2021-2022 году:

Штраф за незаконную охоту

  • Штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

Штраф за незаконную охоту с использование своего служебного положения (либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб)

Штраф от 500 тысяч до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 3-х до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

У = Т x N, где:

  • У – размер ущерба, причиненного вследствие добычи данного вида охотничьих ресурсов, при производстве незаконной охоты, руб.;
  • Т – такса для исчисления размера ущерба, причиненного гражданами и лицами без гражданства при осуществлении незаконной охоты данного вида охотничьих ресурсов, руб.;
  • N – количество добытых особей одного вида охотничьих ресурсов.

Такса для исчисления размера ущерба определяется по формуле:

Т = Б x К, где:

  • Б – базовая стоимость охотничьего ресурса определяемая в соответствии со ставками сборов за объекты животного мира, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • К – пересчетный коэффициент который составляет: для копытных животных – 30, для пушных животных и медведей – 20, для птиц – 10.

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора в рублях (за одно животное) НК РФ

Количество особей ДИФФ

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году

Охотник должен помнить, что за незаконную охоту или браконьерство в России предусмотрены разные штрафы и наказания. Ответственность может быть и административной, и уголовной.

В статье рассмотрим, какие штрафы и наказания могут ожидать нарушителей за незаконную охоту в 2020 году.

По разным оценкам в России насчитывается порядка трех миллионов охотников. Большинство из них законопослушные граждане, соблюдающие все законодательные нормы и правила, но есть и такие, которые их нарушают, а иногда совершенно осознанно, например, ведут охоту в заповеднике или добычу зверя вне сезона охоты.

В основе охотничьего права лежат следующие законы:

Чтобы стать охотником, необходимо знать:

Во время охоты, охотник обязан иметь при себе:

  • паспорт;
  • охотничий билет;
  • разрешение на оружие;
  • разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
  • путевку, в случае если охота происходит в частных охотничьих угодьях;
  • разрешение, в случае необходимости, на содержание и разведение ловчих птиц.

Основными нарушениями закона считаются следующие действия:

  • отстрел дичи без специального разрешения;
  • охота в запрещенный период года;
  • ловля и отстрел запрещенных видов животных;
  • превышение установленных норм отстрела птиц и зверей – самоуправство недопустимо и даже имея соответствующую лицензию, необходимо следовать правилам.

Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году

За незаконную охоту в 2021 году могут привлекать к административной ответственности по статье 8.37 КоАП РФ. Она предусматривает такие штрафы и наказания:

Административная ответственность граждан в виде штрафа (КоАП РФ):

  • Нарушение правил охоты.
    Штраф: 500 — 4 000 руб. + возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 2 лет (ст.8.37 ч.1).
    Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000 — 35 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Неоднократное нарушение правил охоты.
    Штраф: 4 000 — 5 000 руб.+ возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 1- 3 лет (ст.8.37 ч.1.1).
    Штраф для должностных лиц: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия.
    Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.2).
    Для должностных лиц штраф: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Непредставление путевки, разрешения или лицензии.
    Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.3).
    Для должностных лиц штраф: 25 000 — 40 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Нарушение правил пользования объектами животного мира.
    Для граждан: 500 — 1 000 руб. + возможна конфискация оружия (ст.8.37 ч.3).
    Для должностных лиц: 2 500 — 5 000 руб. + возможна конфискация оружия.
    Для юрлиц: 50 000 — 100 000 руб. + возможна конфискация оружия.
Читайте также:
Лицензия на отстрел животных: кабана, медведя, лося – как получить путевку

К уголовной ответственности за незаконную охоту могут привлекать по статье 258 УК РФ.

Уголовная ответственность:

  • Незаконная охота с крупным ущербом природе, с применением газов, взрывчатых вещество и т. д., охота на запрещенных зверей, охота в охраняемых зонах, на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
    Штраф — 500 000 или менее, или в размере зарплаты и доходов за 2 года, или лишение свободы до 2 лет.
  • Незаконная охота с использованием должностных и служебных полномочий, а также по сговору, или с особо крупным ущербом.
    Штраф — 500 000 — 1 000 000 рублей, или зарплата и иные доходы за 3 -5 лет, или лишение свободы до 3 — 5 лет + возможно лишение прав заниматься какими-то видами деятельности.
  • Охота на виды животного мира, включенные в Красную книгу. Актуальную Красную книгу животных можно скачать на официальном сайте Минприроды РФ.
    Обязательные работы до 480 часов или исправительные работы до 2 лет + возможен штраф до 1 000 000 рублей или зарплата и доходы за 2 года + возможно или ограничение свободы до 1 года.

Свежую информацию о новых штрафах и наказаниях за нарушение правил охоты всегда можно узнать непосредственно из КоАП РФ и УК РФ. В КоАП РФ нет поименного списка штрафов за каждое конкретное нарушение, но есть общие формулировки, под которые попадают конкретные нарушения. Например, мера ответственности за охоту без лицензии на утку, или бобра, не предусмотрена, но есть общая статья — нарушение правил охоты.

В некоторых случаях, суд может сделать поблажки злоумышленнику. Об исключениях читайте подробно в статье 8.37 КоАП РФ, а также обращайте внимание на судебную практику.

Кто принимает решение об административной ответственности

В контроле над охотой в РФ участвует множество структур. Это и исполнительная власть субъектов, муниципалитетов, Министерство природных ресурсов, а также сами природоохранные организации.

Решение об административной ответственности может быть вынесено в суде. Все «споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов размешаются в судебном порядке». Об этом гласит статья 56 ФЗ-№209 «Об охоте».

Заметьте, что на месте правонарушения инспектор вправе оформить акт и соответствующие документы, собрать доказательства, обыскать вещи или транспортное средство браконьеров, но выписать квитанцию на штраф он не может.

Собрав все сведения, он направляет документацию в правоохранительные органы, в суд с просьбой привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности. Далее вопрос будет решаться на другом уровне.

Особенности наказания за незаконную охоту

Перед тем, как пойти на охоту, охотник должен помнить о правилах. Нарушение Правил охоты и действующих законов может повлечь непоправимые последствия. Вид и мера наказания в России определяется судом.

Как правило, суд обращает внимание на такие нюансы:

  1. Серьезность правонарушения.
  2. Особенности последствий, которые наступили в результате действий гражданина. Например, в какой мере был нанесен вред природе.
  3. Размер причиненного ущерба.

Что касается конфискации, то конфискация оружия или орудий охоты — первое дело инспекторов. У них есть полное право конфисковать у вас их за нарушенные Правила.

Штрафы и прочие виды наказания введены для того, чтобы у граждан не было желаний стать браконьером или незаконно поохотиться. Поэтому, отправляясь на охоту, рекомендуем иметь все необходимые разрешения и лицензии, и не отстреливать животных, занесенных в Красную книгу, какими бы привлекательными они не казались.

Постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 72-АД17-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 марта 2017 г. N 72-АД17-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Мищенко Н.А. на постановление начальника отдела охотничьего надзора и охраны животного мира Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (Госохотслужба) Забайкальского края от 30 апреля 2015 г. N 267, решение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 июля 2015 г., решение судьи Забайкальского краевого суда от 24 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Забайкальского краевого суда от 20 февраля 2016 г., вынесенные в отношении Мищенко Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением начальника отдела охотничьего надзора и охраны животного мира Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края от 30 апреля 2015 г. N 267 Мищенко Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Читайте также:
Разрешение и лицензия на оружие: получение, продление, подробно

Решением судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 июля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 24 августа 2015 г. и постановлением заместителя председателя Забайкальского краевого суда от 20 февраля 2016 г., постановление должностного лица изменено в части административного наказания, назначенного Мищенко Н.А. за совершение указанного выше административного правонарушения, размер административного штрафа снижен до 3 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Мищенко Н.А. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Мищенко Н.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

В силу части 2 статьи 57 названного Федерального закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512 утверждены Правила охоты.

Пунктом 4 данных Правил установлено, что транспортировка продукции охоты и ее реализация производится при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана соответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению.

Как следует из материалов дела, в период с 27 по 30 мая 2014 г. Мищенко Н.А. совместно с Диановым В.Н. и Шишмаревым И.В. находился в охотничьих угодьях Красночикойского района Забайкальского края. 30 мая 2014 г. Мищенко Н.А. в составе группы лиц в автомашине , государственный регистрационный знак , осуществлял транспортировку из охотничьих угодий ООО “Таежная компания” Красночикойского района Забайкальского края (урочище Шонуй-Ямная) мяса оленя благородного (изюбра) и трех косуль сибирских, не имея разрешения на добычу охотничьих ресурсов с соответствующей отметкой о добыче охотничьих животных и заполненного отрывного талона к указанному разрешению. Данный автомобиль был остановлен в урочище Белая Грива, закрепленных охотничьих угодий ЗАО “Охотник”.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 апреля 2015 г. N 267 (л.д. 15), докладной государственного инспектора Госохотслужбы Пешкова Б.Б. (л.д. 21а – 21б), фототаблицей (л.д. 21в), распиской Мищенко Н.А. о принятии на хранение мяса изюбра и косуль (л.д. 26), показаниями свидетеля А. данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 40 – 41), видеозаписью и иными материалами дела.

Деяние Мищенко Н.А. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих факт осуществления охоты, является несостоятельным.

В силу приведенных выше норм охотой признается, в том числе деятельность, связанная с транспортировкой охотничьих ресурсов, а также к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты.

В ходе производства по делу объективно установлено, что при описанных выше обстоятельствах Мищенко Н.А. совместно с иными лицами осуществлялась транспортировка из охотничьих угодий переработанной охотничьей продукции (мяса оленя благородного (изюбра) и мяса трех косуль сибирских).

При этом транспортировка данной продукции производилась при отсутствии разрешения на добычу охотничьих ресурсов с соответствующей отметкой о добыче охотничьих животных и заполненного отрывного талона к указанному разрешению, что является нарушением Правил охоты и влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответствующие доказательства приведены в обжалуемых актах, были исследованы в ходе производства по делу и получили надлежащую оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Мищенко Н.А. правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 названного Кодекса.

Читайте также:
Как вступить в охотничье общество: экзамен в охотники, членские взносы, билет

Приведенные в ходе производства по делу доводы Мищенко Н.А. о том, что он выехал в охотничьи угодья с целью приобретения баранины, судебные инстанции с учетом собранных по делу доказательств обоснованно признали несостоятельными, не оставив при этом без внимания тот факт, что в охотничьих угодьях Мищенко Н.А. находился в составе группы лиц из пяти человек с четырьмя единицами огнестрельного оружия на двух транспортных средствах.

Утверждение заявителя о нарушении его права на защиту со ссылкой на то, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на доказательства, которые впоследствии были положены в основу постановления должностного лица о привлечении его к административной ответственности, является необоснованным.

Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит требования об указании в протоколе об административном правонарушении всех собранных по делу доказательств.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделено правом знакомиться со всеми материалами дела. В ходе производства по делу Мищенко Н.А. не был лишен возможности воспользоваться данным правом.

Объяснения и доводы Мищенко Н.А. относительно обстоятельств вмененного ему противоправного деяния свидетельствуют о том, что он был осведомлен об объеме доказательств, представленных в подтверждение его виновности и положенных впоследствии в основу вывода о совершении им административного правонарушения.

При рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление должностного лица Мищенко Н.А. участвовал в исследовании доказательств, приводил доводы в части несогласия с ними.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что зарегистрированное на него огнестрельное оружие марки КО 44 калибра, 7,62 x 54 серии ЮМ N 3926, 1946 г.в., было изъято 4 апреля 2013 г. – за год до обстоятельств административного правонарушения, не имеет правового значения, так как использование данного оружия Мищенко Н.А. не вменяется.

Указание заявителя на решения Красночикойского районного суда Забайкальского края от 16 января 2015 г. по делу N 2-5/2015 и от 20 октября 2014 г. по делу N 2-427/2014, которыми ООО “Таежная компания” и ЗАО “Охотник” запрещена деятельность по использованию соответствующих лесных участков путем запрета всех видов охоты на предоставленной в пользование территории, не может быть принято во внимание, так как данные решения состоялись после события вмененного Мищенко Н.А. административного правонарушения.

Факт прекращения уголовного дела, возбужденного в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного пунктом “а” части 1 статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, не исключает возможность возбуждения дела об административном правонарушении при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, а равно не ставит под сомнение установленные по настоящему делу обстоятельства.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе производства по делу, установленные обстоятельства и выводы о виновности Мищенко Н.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не может являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.

Действия Мищенко Н.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона об охоте.

Срок давности и порядок привлечения Мищенко Н.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Мищенко Н.А. в пределах санкции части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление начальника отдела охотничьего надзора и охраны животного мира Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края от 30 апреля 2015 г. N 267, решение судьи Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 июля 2015 г., решение судьи Забайкальского краевого суда от 24 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Забайкальского краевого суда от 20 февраля 2016 г., вынесенные в отношении Мищенко Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мищенко Н.А. – без удовлетворения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: